Куттер большое круглое зубило, работающее в непрерывном режиме. Представляет собой плоский усеченный конус со специальными пазами на наружной поверхности, служащими для продвижения заготовки через машину. Работает одновременно как зубило, скалывая кромку, и, как движитель, захватывая пазами заготовку, продвигает машину вперед при обработке больших заготовок, или заготовку в машине при работе на мелких деталях.
Скалывание кромки листа машиной МКС-18У
Для машин украинских, моей конструкции, МКС-18, МКС-18У, МКС-21У, МКС 21У-03, итальянских CHALLENGE GBC-18, GBC-18U, канадских GULLKO KBM-18, KBM-18U применяется куттер с наружным диаметром 110 мм, унифицированный для всех машин.
При скалывании фаски сверху листа колеса машины должны быть подняты, машина висит на заготовке.
При скалывании фаски снизу, машина на пружинах подпирает заготовку. Ось вращения опорного ролика параллельна поверхности заготовки.
Называть скалывающий инструмент фрезой ни в коем случае нельзя, ничего общего с фрезерованием этот процесс не имеет. Фрезеровать зубилом, сами понимаете. Попытки были, сначала нагревается куттер, затем он лопается, прихватывает с собой пару шлицев вала и, для машин типа МКС-18, GBC-18, KBM-18, еще гипоидную пару редуктора. Все это происходит на первых метрах работы. Обычно ресурс куттера до перезаточки 200-220 метров. Известен случай когда обработано без заточки 4 км (четыре километра, сам считал, машина МКС-21У фаски 10…14 мм, угол 45°). Главную роль в этом рекорде сыграла квалификация оператора машины.
Заточка куттера производится на плоскошлифовальном станке снятием слоя металла с рабочей поверхности.
При установке на машину под куттер необходимо подложить прокладку, компенсирующую уменьшение толщины скалывающего инструмента.